Несмотря на глобальность сражения, музей Ватерлоо раскинулся на поле не слишком широко – здание панорамы и Гора Льва. Все обнесено сетчатым заборчиком, вокруг сеют и пашут.
Плюс к этому комплексу — в ближайшем городке несколько небольших постоянных экспозиций, посвященных Веллингтону, дом на другом конце поля, где Наполеон провел ночь перед сражением, и отдельные памятники тем или войскам, разбросанные на внушительном расстоянии друг от друга.
Самая первая комната с гильотиной перетекает в зал с Наполеоном и императорами стран-союзников. Портреты союзников расставлены как шахматные фигуры. Продираешься сквозь этот строй, пока не упрешься в огромный портрет Бонапарта. От входа увидеть его целиком не получится, только если встать на колени. Но ползти по немаленькому залу на коленях – удовольствие на любителя.
Картины сражений Наполеона показывают, как он дошел до жизни такой.
Что странно: битва при Ваграме – это 1809 год, а потом – сразу Березина (конец 1812-го). Русская кампания, Бородино (битва при Москве-реке), пожар Москвы – все за кадром. Словно французская армия одержала победу при Ваграме, Бонапарт раздал награды оставшимся в живых маршалам и генералам и пошел переправляться через Березину, причем, сразу в обратную сторону. Вот прихоть такая у французского императора. Попутно, конечно, утопил большую половину армии.
Сами картины сражений очень похожи на современные GIF-ки – они движутся: люди поворачивают головы, падает снег, лошади встают на дыбы… Смотреть на сражения Наполеона можно бесконечно.