В качестве памятного сувенира для участников знаменитого сражения под Аустерлицем появился стол.
«Стол Аустерлица», или, как его называют еще, «Стол маршалов».
Хотя это не совсем корректно, потому что маршалов на момент сражения было больше, а среди тех, кто присутствует — не все маршалы, есть парочка генералов. Но о каждом будет подробнее.
Заказан стол был на Севрской мануфактуре в 1806 году. Делали целую серию: стол с изображениями семьи императора, стол со знаменитыми капитанами и вот этот — «стол Аустерлица». Несколько лет над ним трудились знаменитые художники того времени – Персьер, Жерар, Изабей.
Завершили работу над столом только к 1810-1811 году. Сначала он находился во дворце Тюильри, затем — в Лувре.
По задумке, в центре располагается медальон с парадным портретом императора. От него расходятся лучи, символизирующие битвы, а между ними – портреты 11 маршалов и двух, как это называется, гранд-офицеров императорского дома.
Всех рисовал придворный художник Эжен Изабей. Мало кто позировал вживую, большей частью живописцу приходилось удовольствоваться созданными ранее портретами.
Перевожу титулы в силу моих скромных способностей. Обратите внимание, что титулы — те, которые у них были на момент создания стола.
Маршал Мюрат, король Неаполя и обеих Сицилий
Маршал Бертье, герцог де Невштатель
Маршал Бернадотт, принц (князь) Понте-Корво
Маршал Ланн, герцог Монтебелло
Маршал Ней, герцог Эльхинген
Маршал Бессьер, герцог Истрийский
гранд-маршал Дюрок, герцог де Фриульский
Генерал Коленкур, герцог Виченцкий
Генерал Мармон, герцог Рагузский
Маршал Даву, герцог Ауэрштедский
Маршал Мортье, герцог Тревизский
Маршал Сульт, герцог Далмацкий
Маршал Ожеро, герцог де Кастильоне
Король Людовик 18-й вернул это памятное творение на мануфактуру с требованием стереть изображение Бонапарта.
Однако за стол вступились и его удалось продать. Какое-то время «Стол Аустерлица» путешествовал по разным коллекциям и, наконец, с помощью американского банкира в 1929 году обрел пристанище в Мальмезоне.© TM/svoimi-slovami.ru (Фото автора)