Феликс Потен — французский Елисеев

Когда-то – крупный гастроном Феликса Потена и штаб квартира его торговой империи, а сейчас – просто супермаркет «Монопри» и наш офис.

Феликс Потен – известный предприниматель. Французская версия нашей династии Елисеевых. Даже приблизительно одна эпоха с Григорием Григорьевичем. Можно сказать, что мы всей толпой живем на полках во французском «Елисеевском».

Начал свой торговый путь Потен в 1844 году с маленького магазинчика в районе Монмартра – бочки оливок, сельди, шмотки мяса. Таких торговцев была прорва, но кое в чем он выгодно выделялся — Потен очень внимательно относился к покупателям, старался запоминать их вкусы, пожелания, сделать пребывание в его лавке приятным, а главное – жестко следил за качеством продуктов и не задирал цены. Клиенты это ценили, прибыль росла не по дням, а по часам.

Магазин в этом конкретном здании на бульваре Севастополь появился в 1860 году. Спустя 4 года на бульваре Малешерб открылся второй. А с 1870 года магазины Феликса Потена запустили доставку продуктов на дом.

Развитие железной дороги открыло новые перспективы. Потену больше не нужно было искать посредников и переплачивать за продукты – он стал покупать их напрямую у производителей в провинции. Кроме того, построил фабрику по переработке сырых продуктов и упаковке. Его считают создателем первых этикеток.

Во время войны в 1870 году Потен был чуть ли не единственным, кто отказался спекулировать на продуктах и держал цены низкими. Это вызвало бурю негодования конкурентов, скандальные публикации в прессе, что сильно потрепало предпринимателю нервы на последнем году жизни.

Обустроив основателя торговой дома на Пер Лашез, за дело взялись жена и дети. Перестраивались старые магазины, открывались новые – на рю де Ренн, Фобур Сент-Антуан, в Нейи-сюр-Сен. «Дом Феликса Потена» активно развивается сам и запускает франшизу – в провинции появляются  небольшие магазины под этой же маркой. К 1923 году в составе марки было около 70 магазинов.

Но всему приходит конец. В конце 20-х годов очередные наследники разругались. Пока выясняли, кто главнее, марка теряла свои позиции. В 1930 году ее продали Эдварду Вормсу (главе «La Compagnie Internationale des Grands Magasins»). Спустя буквально лет 5 семья Потен вернет компанию себе и будет управлять ею, увы, уже с переменным успехом, до середины 50-х. Очередным наследникам семейное дело будет безразлично, компанию продадут греческому предпринимателю. Тот окажется мужик не промах и расширит дело до 1300 магазинов. Но в 1980 году умрет.

У преемников его хватки не было, кроме того, на рынок пришли молодые, но ретивые конкуренты. «Потена» сначала подвинули, а к середине 90-х вообще уничтожили. Нам же на память остались только красивые здания с названием торговой марки.

Text.ru - 100.00%© TM/svoimi-slovami.ru (Фото автора)