Улей — приют художников

Моей давней мечтой, ну ладно, не мечтой, но большим желанием, было попасть в знаменитый «Улей». Пусть не внутрь здания, но хотя бы во двор. Там, говорят предания, тоже есть на что взглянуть. Наивная как белый тюльпан, я считала, что это достояние города и французской культуры, а потому открыто всем желающим. По факту я уперлась в почти глухой забор с решетчатыми воротами, на которых написано «Низзззя».

Коротенько – история. Это здание было всего лишь павильоном на Всемирной выставке 1900 года. Винный павильон так запал в душу скульптору Альфреду Буше, что после выставки он этот павильон выкупил и перевез сюда, на окраину Парижа, которая в то время была деревня-деревней. Перевез, поставил и начал прикидывать, как бы это дело использовать. И пришла ему в голову прекрасная мысль. Перестроить здание внутри – превратить большое помещение в маленькие квартиры-студии, мастерские и заселить «Улей» художниками. Сказано — сделано. 1902 году «Улей» открыл свои соты первым постояльцам. Буше был снисходителен и часто прощал постояльцам долги за жилье, а консьержка подкармливала их и следила за тем, чтобы их не беспокоили любопытные прожие. За долгую историю дома здесь кто только ни жил: Хаим Сутин, Амедео Модильяни, Осип Цадкин, Фернан Леже, Михаил Кикоин. Именно здесь зародилось новое направление искусства – «Парижская школа». «Улей» обладал странным влиянием на судьбы жильцов: как сказал один из них, Марк Шагал, здесь или умирали от голода, или становились знаменитыми.
«Улей» и сейчас остается приютом для творческой интеллигенции. В самом здании и в домиках рядом размещаются мастерские 60 художников и скульпторов, 40 из них живут здесь постоянно.
В доме рядом (он на последней фотке) проходит выставка двух художников из «Улья» — странные мелкие предметы из пластилина и проволоки, приклепанные к стенке, и фото еды (да, просто фото еды, как на заре существования Инстаграма). Ко всему этому богатству приставлена словоохотливая тетушка-смотрительница, которая подтвердила, что вход на территорию только для жильцов и тех, кто приходит по их приглашению. У меня в загашнике не нашлось ни жильцов, ни приглашений, пришлось сфотографировать вход в «Улей» через решетку, дом рядом, где проходит выставка, и надрать фоточек из сети.

© TM/svoimi-slovami.ru (Фото автора и из открытых источников)